26.11.2017 x538

Обзор фильма Поезд на Дарджилинг

Наши «умники и умницы» уже помянули «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» на чем свет стоит. Потому что кино явно шизоидное и для тех, кому не чужд этот дух: именно поэтому «умники и умницы» свалили с просмотра эдак через полчаса и больше не возвращались. Так что стоит только забыть про мнимое эстетство, критиканство и давящий в черепную коробку мозг, и фильм окажется много лучше и значительнее, чем они решили.

Три брата встречаются спустя год после смерти отца, чтобы отправиться в путешествие по Индии на странном поезде Дарджилинг и найти свою мать. У каждого – свой груз 200 за плечами, куда похлеще и реальнее балабановского. У каждого – не самое радужное настоящее и отсутствие светлых перспектив будущего. Старший, словно мумия, перевязан бинтами после аварии на мотоцикле, хотя сюжетно присутствует намек на вероятную попытку самоубийства; средний не может разобраться в отношениях со своей беременной женой, а младший расстался с любимой девушкой и под впечатлением пишет автобиографический роман.

Броуди, Уилсон и Шварцман в одном кадре дают готовую картину мира, в которой дебилизм – не порок, лузерство – в крови, а поиски самого себя – удел всей жизни. А большие звезды (Натали Портман, Билл Мюррей и Анжелика Хьюстон) в небольших ролях — еще одно свидетельство масштабности маленькой истории. Выбор жанра не менее обоснован: роуд-муви – очередная дань навеянному Гессе паломничеству в страну Востока, и поэтому вся суетливая беготня с самопознанием оправдана. Наверное, если бы у Джармуша было чувство юмора Андерсена, его «Сломанные цветы» выглядели бы чем-то похожим.

Своим предыдущим фильмом – «Унесенными морем» – Уэс Андерсен наглядно всем показал, что никогда не рассуждает о серьезных вещах серьезно: личные трудности, смысл жизни, дружба, любовь и прочая из этого списка совершенно не стоят того, чтобы на них по-крупному заморачиваться. Вот и в «Отчаянных путешественниках» реальны лишь две вещи: смерть и детское изумление перед жизнью. Апофеоз первого – сцена гибели индийского мальчика, его ритуальное погребение и нахлынувшее на братьев воспоминание о похоронах отца. Квинтэссенция последнего – предфинальная сцена: герои бегут по перрону за отбывающим поездом, на ходу избавляясь от отцовских чемоданов – прошлого, минувших ошибок, былых разочарований.